вт, 13 января 2026
EUR19.7704
USD16.9761

РАТНИК ИМПЕРАТОРСКОГО ПОЛКА

  Пётр Николаевич Митков 1983 (1894?) года рождения, твардичанин. Как подданный Российской империи в 1914 году оставил в Твардице молодую жену Анну с двумя детьми и убыл к месту воинской службы. Попал он, как сейчас сказали бы, в элитные войска – 82-й пехотный Дагестанский Его Императорского Высочества Великого Князя Николая Михайловича полк. По свидетельству историков, это была одна из самых образцово подготовленных частей Русской армии. Хотя и это не уберегло полк при первом же серьёзном боевом столкновении с германской армией, которая к началу Первой мировой войны была достаточно сильно вооружена и также подготовлена.

  82 Дагестанский полк в составе 21 пехотной дивизии 3-го Кавказского армейского корпуса начал войну в Карпатах, получив боевое крещение при так названном Горлицком прорыве.

«Горлицкий прорыв и начало отступления русских войск 2 мая 1915 - 22 июня 1915 года

Горлицкая операция, начатая Макензеном 2 мая 1915 в 10 ч. утра, стала первым тщательно подготовленным наступлением германской армии на Восточном фронте, который на время стал для немецкой Ставки главным театром военных действий. Она была «артиллерийским наступлением» — против 22 русских батарей (105 орудий) Макензен имел 143 батареи (624 орудия, включая 49 тяжёлых батарей, из которых 38 тяжёлых гаубиц калибра 210 и 305 мм). Русские же на участке 3-й армии имели только 4 тяжёлые гаубицы. Всего превосходство в артиллерии в 6 раз, а по тяжёлой артиллерии в 40 раз».

  Нетрудно представить себе состояние сельского молодого мужчины, которого отвлекли от плуга и лошади и дали в руки винтовку. В тот год весна была поздняя и в Карпатах даже к середине апреля ещё стоял снег. В начале мая было ещё достаточно холодно.

  Вот выдержка из «Журнала боевых действий 82 пехотного Дагестанского полка» датированная 25 апреля 1915 года. Это начало того пятидневного временного промежутка Первой мировой войны в котором пропал без вести наш земляк, согласно «Поимённого списка потерь нижним чинамъ…».

  25 апреля 1915 г. «…в 11 час. 15 мин. ночи было получено приказание отойти полку на новую позицию, оставив сильные заслоны в передовых цепях, которым было приказано поддерживать сильный огонь, полк незаметно для противника начал отход под прикрытием Клязминского полка. Переправившись через речку Вислочь вброд, полк стал на позиции от высоты 254 исключительно до ручья Леки»

 «С утра на вновь занятых позициях было спокойно. Неприятель, осторожно следуя вперёд, подвигался медленно, чем дал возможность укрепить окопы».

  «С полудня неприятель стал обстреливать позиции тяжёлыми снарядами. Огонь был адский».

  «К 7-ми часам вечера артиллерийский огонь противника достиг наивысшего напряжения. Цепи противника залегли перед расположением полка. В 10 час. вечера противник кинулся в атаку».

  «Всю ночь происходила сильная ружейная и пулемётная стрельба. Противник по несколько раз бросался на один и тот же окоп, но упорство наших героев было выше… Геройской смертью погибли в этих контратаках капитан Власов, подпоручик Супротивный, прапорщик Иванов».

  «С утра противник опять начал поражать окопы тяжёлыми снарядами. Огонь усиливался с каждым часом и к 10 час. утра достиг степени ураганного».

  Вот в такой заварухе и пропал без вести наш земляк Пётр Николаевич Митков. Это было отражено в журнале «Именные списки потерь нижним чинам…». Однако, контуженный вражеским снарядом Пётр Николаевич вместе с другими однополчанами был пленён австро-венграми после отхода родного полка к линии Струмишев – Жизнов. И начались суровые и малокомфортные дни вражеского плена. Вначале он был водворён 9 мая 1915 года в лагерь военнопленных Иозефштад в Австрии, а затем перемещён на долгие почти четыре года в лагерь военнопленных в Лабау под Кёнигсбергом (ныне это г. Полесск Калининградской области России). Условия содержания военнопленных в том лагере, по воспоминаниям нашего земляка, были далеко нечеловеческими. Кормили исключительно очистками картофеля и другими отходами. Обращались до беспредела грубо.

   После окончания Первой мировой войны согласно международного договора между странами-участницами военных действий все лагеря военнопленных должны были быть распущенными. В 1918 году Пётр Николаевич Митков вернулся домой к жене и детям. За время его нахождения в плену супруга его Анна Федосовна чуть было не потеряла дом из-за притязаний недоброжелателей. Она, как гласит семейное предание, много раз ездила в уездный город Бендеры. Чтобы отстоять семейное гнездо продала приданное в виде наниза золотых монет («алтъните»), но отсудила дом и встретила мужа достойно.

Так как Пётр Николаевич был контужен, не смог вернуться к полноценной трудовой жизни. Но зато он восполнил свою любовь к жизни рождением ещё девятерых детей. Правда, двое умерли не повзрослев, но остальные составили обширный род Митковых, представители которого и сегодня известны в Твардице, как профессиональные и общественные деятели. Сам ратник Императорского полка Пётр Николаевич Митков ушёл из жизни в 1970 году в возрасте 87 лет.

1

  На снимке: герой Первой мировой войны Пётр Николаевич Митков с не менее героической супругой Анной и небольшой частью семейства Митковых во дворе своего дома в 1962 году.

Дмитрий Балтажи

пн, 29 июня 2020 Личности г.Твардица