пт, 29 марта 2024
EUR19.0283
USD17.6449

ПОЛВЕКА НА СЛУЖБЕ ЗАПРОСОВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

Рождённые в СССР

ПАНТЕЛЕЙ СЕРГЕЕВИЧ ПОПОВ: ПОЛВЕКА НА СЛУЖБЕ ЗАПРОСОВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

 Чтобы поговорить о том, что же вобрали в себя эти пять десятилетий трудового стажа Пантелея Сергеевича Попова, мы встретились у офисного здания Чадыр-Лунгского Райпотребсоюза. Перед тем как зайти, Пантелей Сергеевич остановился у дверей и многозначительно изрёк: «Первый раз я вошёл в эти двери 5 августа 1970 года, когда пришёл за направлением в Кишинёвский торгово-кооперативный техникум и с тех пор проходил через них бессчётное количество раз». В профессиональной карьере нашего героя фигурально двери были одни и те же, но должности разные – от студента техникума до председателя огромной районной организации по обеспечению населения продуктами, товарами и услугами.

  По словам нашего собеседника, первый раз он весьма забавно соприкоснулся с потребительской кооперацией ещё в десятилетнем возрасте. Мальчишкой, родившимся в Твардице, он ходил тогда в начальную школу, которая позже была переформатирована в восьмилетнюю, а затем и в гимназию. Чтобы попасть в школу в то время ребятня должна была делать крюк в обход пруда, так как нынешнего моста в его верховьях ещё не было. Мост появился к концу осени 1958 года, а до этого мальчишки, ленившиеся обходить разлившийся пруд, раздевались и переходили вброд водную преграду, пугая гуляющих на его берегах уток и кур и иногда схватывая простудные заболевания.

Однажды Пантелей заметил в густой траве у пруда сразу две кладки куриных яиц по три штуки в каждой. Находку он оценил вполне в духе своего мальчишеского интереса. Яйца были собраны и отнесены в магазин потребкооперации, а на вырученные копейки приобретены бутылка сладкой воды «крюшон» и пачка папирос «Казбек». Не будем заострять внимание на морально-этическую составляющую поступка с покупкой папирос, но заметим, что тогда в советское время потребкооперация была развитым и отлаженным механизмом по удовлетворению нужд населения, как в части снабжения, так и в вопросах закупки излишков сельскохозяйственной продукции.

 Окончив восемь классов Пантелей ушёл во взрослую трудовую жизнь – стал прицепщиком в тракторной бригаде, которой руководила известная в то время на всю Молдавию женщина-тракторист Домна Степановна Кирова. Параллельно учился в вечерней школе рабочей молодёжи.

  Через три года механизаторства пришло время отдавать долг Родине, и сын Буджакской степи Пантелей Попов по иронии судьбы в водолазном костюме стал осваивать морские глубины. После Севастопольской школы водолазов его отправляют на Тихоокеанский флот обслуживать подводные части военных кораблей и подлодок.

 Отдав три с половиной года службе на флоте (Пантелей Сергеевич попал в переходный период, когда срочную службу в ВМФ сократили с четырёх до трёх лет) вернулся в родную Твардицу. Здесь его встретили друзья, которые собирались по комсомольской путёвке на строительство большой птицефабрики на севере Молдавии, и он отправился вместе с ними. Уже там он и увидел объявление о наборе абитуриентов в торгово-кооперативный техникум и понял, что это его шанс, его судьба.

 Молодой человек по требованию приёмной комиссии принёс направление на учёбу из Райпотребсоюза Чадыр-Лунги, что в то время подразумевало обязательное трудоустройство после окончания учёбы в эту же организацию. Далее последовал приём в пайщики потребкооперации, ремонт общежитий техникума и непосредственно освоение науки торговать. Сегодня слово это, признаемся, несколько опошлилось из-за многих случайных людей, вставших за прилавки из желания поправить своё материальное благополучие. В то время советских работников торговли учили совершенно противоположному искусству – работать на улучшение материального благополучия покупателей. По словам Пантелея Сергеевича, это работа кропотливая, требующая контроля, учёта и ответственности, как перед потребителями, так и перед вышестоящими органами. Особенно партийными, которые тщательно следили не только за идеологическим и моральным обликом советских людей, но и за удовлетворением физических потребностей трудящихся – таких как еда, бытовой комфорт, отдых…

 После окончания техникума новоиспечённый работник потребительской кооперации был направлен в родную Твардицу и сразу стал во главе сельпо в роли исполняющего обязанности. Тогда с этой должности ушёл Николай Петрович Камбур и до назначения Ивана Фёдоровича Бельчевичена выпускнику техникума дали возможность окунуться в профессиональный омут. Твардицкое сельпо в то время обслуживало три села – Кириет-Лунгу, Бешгиоз и собственно Твардицу. Товар с оптовых баз завозили не как сейчас считанными коробками на «бусиках», а большими ЗИЛами с прицепом. За товарооборот, за ассортимент и вообще полнотой удовлетворения потребительского спроса, как мы говорили, следили разные хозяйственные и партийные инстанции со всеми вытекающими последствиями для нерадивых торговых функционеров. Но у Пантелея Сергеевича работа пошла успешно благодаря слаженному коллективу, где трудилось много опытных кооператоров.

 С 1975 года Пантелей Сергеевич был переведён в Чадыр-Лунгское горпо на руководящую должность. И здесь пришлось уже несколько по-иному строить свою работу, брать на вооружение статистику по численности населения, по роду занятий, чтобы полнее учесть запросы разных категорий потребителей – дошкольников, школьников, работающих, пенсионеров, женщин, мужчин… Все эти данные ложились в расчёты по распределению фондов.

 Даже сегодня, по прошествии нескольких десятилетий наш собеседник уверенно оперирует цифрами тех лет, вспоминает детали профессиональных интересов, проблем, достижений.

В 1982 году Пантелей Сергеевич переведен уже заместителем председателя Райпотребсоюза Чадыр-Лунгского района. Это, по его словам, на тот момент была самая крупная организация в районе, не считая колхозов, по численности работников – 1320 человек. Её структура состояла из трёх сельских потребительских обществ – Томайского, Кирютнянского, Твардицкого и Городского потребительского общества Чадыр-Лунги, которые осуществляли розничную торговлю в городе и сёлах. А ещё несколько предприятий Райпотребсоюза занимались выпуском продукции и оказанием услуг населению – общепит, оптовая база, цех по производству безалкогольных напитков, автоколонна, хлебзавод, заготовительная контора. В те годы район через систему потребительской кооперации получал до 500 вагонов различных товаров, которые надо было своевременно разгрузить, да к тому же обеспечить возврат оборотной тары на заводы, чтобы не попасть на многотысячные штрафные санкции.

  Ещё как примеры скрупулёзного и ответственного подхода к обеспечению потребностей населения со стороны советской власти Пантелей Сергеевич рассказал о том, как на республиканской планёрке через селекторную связь из Молдавпотребсоюза отчитывали руководство местного Райпотребсоюза за отсутствие в феврале минеральной воды в магазинах. В работе потребительской кооперации тогда мелочей не было. Даже из-за случайного снижения перечня сопутствующих товаров в продмаге №4 в Твардице на десяток позиций сам первый секретарь райкома партии Чадыр-Лунги И. И. Арнаут распорядился срочно провести собрание парторганизации Райпотребсоюза и лично присутствовал и делал организационные выводы.

 А ещё были письма ветеранов войны и труда в Кишинёв и Москву с жалобами на допущенные недостатки, из-за которых также следовали разбирательства, кадровые перемещения.

 Потребительская кооперация, по словам собеседника, в те годы была, образно говоря, государство в государстве. Все колхозы, совхозы, производственные предприятия большой страны без какой-либо предоплаты передавали свою продукцию по фиксированной цене кооператорам для реализации. Интересно, что реализаторы, то есть оптовые базы и магазины розничной торговли, не могли, не имели права устанавливать свою наценку, как сейчас практикуется в рыночных условиях. В то время работала другая схема: производитель смело ставил на товаре народного потребления фиксированную цену, установленную государством, по которой его купит конечный потребитель, а для торговых посредников делал скидку до 3 процентов. Вот почему иногда мы можем и сегодня видеть образцы советского анахронизма – вёдра, кастрюли или ярлык на задней стенке шкафа с выбитой ценой.

  Но не за счёт этих единичных процентов скидок жила и развивалась потребкооперация в то время. По словам Пантелея Сергеевича, да и старшие поколения это ещё хорошо помнят, эта структура наладила широкую сеть заготовительных пунктов, которые обеспечивали хорошие финансовые вливания. Заготконтора, через свои пункты в каждом сельпо закупала у населения и стимулировала встречной продажей дефицитных товаров широкий перечень сельхозпродукции и отходов: шерсть, шкурки домашних животных, вино, пух, перо, тряпьё, лекарственные растения, кости, яйцо… Всё, чем мог поделиться сельский житель закупалось потребкооперацией и направлялось на дальнейшую переработку.

В 1997 году Пантелей Сергеевич уже председатель Райпотребсоюза. Новые условия хозяйствования, кредиты под 150 процентов, покупательский спрос падает и нарастает конкуренция со стороны частных торговых точек… Но Райпотребсоюз держится, во многом благодаря организационным усилиям председателя и подчинённых ему специалистов. Приходилось много ездить и налаживать контакты, как с поставщиками, так и с нужными функционерами из республики, в областных центрах Украины и России. И так 14 лет, что Пантелей Сергеевич был во главе этой важной для района организации, которая исторически была создана для обеспечения населения насущными продуктами, товарами и услугами.

  С выходом на заслуженный отдых он занимал ещё несколько лет другие менее обременительные должности в Райпотребсоюзе, обеспечивая преемственность и передачу опыта молодым коллегам.

 С началом нынешнего года Пантелей Сергеевич полностью передал все свои функциональные обязанности, в результате чего и решил подвести итоги своего полувекового служения интересам потребителей предлагаемой публикацией. Благодарим ветерана за интересный разговор.

В беседе принимали участие Дмитрий Балтажи и Пётр Бритков.

Текст Дмитрия Балтажи.

вс, 17 января 2021 Личности г.Твардица