НА ТЕМУ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ.
Работая с архивными документами времён Первой мировой, попалась на глаза карточка Московского городского общественного управления организации помощи раненым и больным воинам. В ней известное всем твардичанам имя – Савва Калистратович Потехин.
Генерал-майор С.К.Потехин, погибший при освобождении нашего края во время Великой отечественной войны, был когда-то подпрапорщиком 32 пехотного Кременчугского полка и был ранен сквозным огнестрельным ранением в правое плечо в июне 1915 года.
Одно из наших твардицких лиц-символов Великой Победы, оказывается, имеет более давние боевые традиции и героическое прошлое.
Не дают покоя события более чем столетней давности. Не удаётся пока точно установить, сколько твардичан отправились на фронты Первой мировой войны, сколько вернулись, сколько были пленены, сколько были ранены, контужены и сколько остались там, на поле боя в братских могилах. Одну судьбу человеческую мне удалось установить. Речь о пленённом 24 августа 1915 года Степане Ивановиче Попове, уроженце Твардицы, который после пленения волею судьбы навсегда остался в хорватском городе Загребе.
Сегодня предлагаю пройти военным путём другого твардичанина – Николая Васильевича Желяпова 1877 года рождения. Был призван в 173-й пехотный Каменецкий полк. Служил в 9-й роте. 25 декабря 1915 года был пленён у польского городка Остроленка и, как свидетельствует его личная карточка военнопленного, был затем водворён в лагерь военнопленных в городе Вормс-на-Рейне в Германии под номером 21813. Дальше о его судьбе пока ничего не знаю, но и сам факт пленения во мраке истории.
Работая с электронными архивными данными, я нашёл «Журнал военных действий 173 пехотного Каменецкого полка», который охватывает описанием период с 1 января по 31 декабря 1915 года. Как же всё произошло? Мы можем проследить какие события предшествовали пленению нашего земляка и саму обстановку в тот злополучный день 25 декабря 1915 года.
Итак, полк 22 декабря: «С утра во выбранномъ районе дер. Б. Курсиши батальоны приступили к работамъ по рытью землянокъ.».
23 декабря: «По приказу нач. дивизии была произведена тревога. Въ 12 ч. дня сборъ назначенъ в дер. М. Курсиши. Через час полкъ с обозомъ собрался в деревне, после чего снова разошёлся по домамъ».
На дату 24 декабря командир полка внёс в журнал всего одну строку в два слова: «Без переменъ».
25 декабря, дата, которая больше всего интересует нас в связи с пленением Николая Васильевича Желяпова, полностью обескураживает. Командир полка полковник Степан Иванович Кулешин посвятил этому дню также рукописные лаконичные три строчки в вертикально разлинованной тетради: «Въ первый день праздника (имеется ввиду Рождество Христово по действующему тогда старому стилю – прим. Д.Балтажи) было совершено богослужение во всех батальонахъ». И всё на этот день.
26 декабря: «Согласно приказа по дивизии №132А полку приказано перейти в старый район р. Полба и дер. Павелъ».
И никакого намёка на такое событие, как исчезновение пехотинца, который согласно другим архивным данным был пленён и выбыл из действующей армии.
Много, видать тайн и загадок хранит та далёкая по времени, но близкая нам по родству твардицких душ, Первая мировая. Увлекательные поиски отгадок, знакомство с судьбами и изучение исторических фактов продолжается. Быть может кто-то из твардичан является родственником или потомком Николая Васильевича Желяпова 1877 года рождения. Откликнитесь, если знаете его дальнейшую судьбу после пленения.
Дмитрий Балтажи.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии
- 67 просмотров